Как правильно тормозить на мотоцикле? Видео урок >>> https://youtu.be/1YFjCMUj0MI

 

Чтобы правильно тормозить, необходимо знать основы работы подвески и максимальный момент торможения заднего и переднего колеса. 

 

Начнём с заднего колеса.

Независимо от того, есть ли на мотоцикле ABS или нет, информация по использованию принципа торможения аналогична для обоих случаев.

Использование заднего тормоза возможно в 2 вариантах.

1-ый вариант: на выжатом сцеплении.

2-ой вариант: на отпущенном сцеплении. 

 

Для экстренного торможения мотоцикла задним тормозом важно знать ту грань нажатия на педаль тормоза, после чего колесо блокируется, как на выжатом сцеплении, так и на отпущенном. Это нужно знать, чтобы понять «как давить на тормоз нельзя».

В случае с выжатым сцеплением вы узнаете как легко заблокировать заднее колесо, тогда как с отпущенным сцеплением заблокировать заднее колесо будет сложнее. Придется в разы сильнее давить на педаль тормоза. Так вы приобретаете опыт блокировки* заднего колеса и будете знать момент давления на педаль заднего тормоза.

* Данный прием блокировки подходит только на мотоциклах без ABS.

 

Перейдем к практике.

 

Задание 1. Чтобы разобраться где начинается блокировка колеса нужно разогнаться примерно до 25-30 км/ч, выжать сцепление, закрыть газ и постепенно давить на задний тормоз так, чтобы произошла блокировка колеса.

 

Давим на педаль тормоза постепенно, не одним мощным движением, смотрим где начинается срыв. Таким образом, вы начнёте понимать как происходит на заданной скорости срыв заднего колеса от усилия давления тормоз.

 

Задание 2. Теперь то же самое на отпущенном сцеплении.

Можно увидеть разницу в давлении на педаль тормоза при котором начинается срыв колеса. 

 

После того, как вы попрактиковали блокировку переходим к самому интересному.

 

Задание 3. На отпущенном сцеплении тормозим задним тормозом до момента, когда заднее колесо не полностью блокируется.

По ощущениям заднее колесо будет скакать, то есть наполовину в блокировке, наполовину в движении, по принципу ABS: когда тормозная система не дает заблокировать колесо. Это и есть та грань торможения, при которой колесо не блокируется, а усилие давления на педаль тормоза фиксировано. Тормозной путь станет гораздо меньше. То есть, заблокировать заднее колесо окажется сложнее, а остановить мотоцикл быстрее.

При выполнении этого упражнения вы узнали какой максимум есть у заднего колеса и как правильно пользоваться задним тормозом в городе.

 

Для того чтобы экстренно остановиться нужно знать как максимально эффективно можно пользоваться задним и передним тормозами. Ваше управление мотоциклом в городе будет несовершенным без понимания грани торможения заднего и переднего тормозов. То есть вы будете передвигаться с меньшей скоростью, т.к. не будете просчитывать самую эффективную длину тормозного пути на скорости, с которой вы двигаетесь. Перемещаясь в городе из пункта А в пункт B нет возможности экспериментировать. Зачастую основная масса мотоциклистов использует только передний тормоз, что в маневре малоэффективно без заднего тормоза. Мало кто знает, как их мотоцикл может максимально оттормаживаться при использовании заднего и переднего тормоза и где происходит срыв заднего, а тем более переднего колеса. По причине отсутствия практики на площадке и отсутствия знания, времени или желания, их устраивает тот уровень управления, которым они обладают. Для тех, кого не устраивает, и пишется эта статья.

Зачастую большинство мотоциклистов независимо от опыта вождения, не зная грани в торможении как передним, так и задним тормозом, пользуются ими на 30 - 40 %  от максимума в страхе, что будет срыв колеса или мотоцикл сделает стоппи. То есть встанет на переднее колесо и произойдет переворот, что вполне реально. Если у вас спортбайк или чоппер, то возможен срыв переднего либо заднего колеса, если нет ABS.

При использовании переднего тормоза, да и заднего, нельзя делать резких движений. Это простейшее правило, которое позволит изучить торможение.

 

При эффективном торможении необходимо знать основу в работе подвески.

При наборе скорости задняя часть подвески загружается, передняя разгружается.

При резком сбросе газа после ускорения, передняя подвеска загружается, задняя разгружается.

Обычно никто даже не заморачивается о том, что подвеской можно и нужно управлять.

 

Разделите на 3 части ускорение в работе газа.

Первая часть: при наборе скорости газ открываем постепенно и таким образом начинаем загружать заднюю подвеску (от 5 км/ч до 15км/ч).

Вторая часть: выжимаем середину, то есть добавляем больше газа на уже загруженную подвеску, сдавливая ее еще сильнее( от 15 км/ч до 50 км/ч ).

Третья часть: разгрузка задней подвески и частичная загрузка передней в процентном соотношении 50/50, для чего постепенно убавляем порцию газа (от 50 км/ч до 55 км/ч). Заметьте, что мотоцикл после убавления газа не останавливается, а даже немного набирает скорость до 55 км/ч и двигается уже на ровной скорости.

Получается, мы - первое: сдавили подвеску,  второе:  ускорились, третье: распустили подвеску и мчим. Подвеска сжимается при ускорении и разгружается после прекращения ускорения и движения мотоцикла на ровной скорости без снижения скорости. Так вы осознанно загрузите и разгрузите подвеску. Для чего это нужно? Для точности в управлении мотоциклом как по прямой, так и в маневре. Вы не сможете без этого понимания точно работать тормозной системой.

 

Как работать подвеской при торможении и для чего?

Представьте обычную пружину. Если вы резко нажмете на нее руками - она отпружинит? Да. Но если вы ее плавно сдавите и будете удерживать средним давлением, то при сдавливании дальше, она вас уже так не оттолкнет. Тот же самый принцип при нажатии на передний тормоз.

Почему нельзя ни резко, ни в одно движение сильно давить на рычаг переднего тормоза? Подвеска будет отпружинивать, что повлияет на сцепление с дорожным покрытием переднего колеса. Это либо срыв, либо стоппи. Для эффективности переднего тормоза, нужно сначала сдавить подвеску плавным нажатием на рычаг тормоза, а затем додавливать.

 

При торможении бывает всего три варианта:

1. вы ускорялись 

2. вы двигались на ровной скорости

3. вы двигались на закрытом газу

В каком состоянии была передняя подвеска и задняя в этих трех вариантах?

 

В первом варианте мы уже знаем, что для эффективности торможения подвеску после ускорения нужно сначала подготовить для торможения, то есть сжать, на что уйдет время и расстояние. Чтобы было понимание времени и расстояния для эффективности торможения необходимо будет потренироваться.

Во втором варианте задняя и передняя подвеска загружена в процентном соотношении 50/50, то есть времени и расстояния уйдет меньше на загрузку передней подвески для торможения.

В третьем варианте перед уже загружен, а задняя подвеска разгружается. Уйдет еще меньше времени на дозагрузку переда для эффективного торможения.

Эта простейшая и базовая информация уже в корни изменит управление мотоциклом и торможение в лучшую сторону.

 

Правильное использование переднего тормоза в два этапа

1 этап - сдавливаем плавно рычаг тормоза для того, чтобы загрузить переднюю подвеску.

2 этап - основное торможение после загрузки передней подвески.

То есть постепенное увеличение давления на рычаг переднего тормоза позволит добиться максимального торможения.

Максимум будет, если без страха давить на рычаг переднего тормоза с продолжающимся, но плавным нажатием до состояния либо короткого срыва переднего колеса, либо отрыва заднего колеса,  то есть стоппи. Важно в этот момент отпустить рычаг тормоза, чтобы прекратить возможные неприятности. Это нужно для понимания максимального торможения переднего тормоза, об этой технике управления поговорим чуть позже. Официально заявляю, если есть плавность в действиях, то вы успеете принять решение на отпускание рычага, но прежде рекомендую пробовать подобное на площадке для приобретения навыка на рефлекс отпускания рычага под контролем тренера.

Важно после оттормаживания приотпустить передний тормоз для того, чтобы распустить подвеску в исходное состояние и чтобы не было клевка после полной остановки. Клевок - это то, на что вообще мало кто обращает внимание, хотя он является жестким фэйлом в случаях, когда тяжелый мотоцикл останавливают без распускания подвески в повороте на небольшой скорости. При полной остановки мотоцикл уже останавливается в наклоне,  подвеска находится в сжатом состоянии и когда мотоцикл остановился, подвеска, как пружина, выпрямляет мотоцикл и отпружинивает в ту сторону, в которую он наклонен. После чего райдер, в лучшем случае, ловит мотоцикл на выпрямленную ногу. И если он не в состоянии вытянуть мотоцикл без посторонней помощи, то его ждет падение на бок.

 

Теперь, как понять где крайняя грань нажатия на рычаг переднего тормоза после которой происходит срыв переднего колеса, и если он происходит, то что с этим делать? Я предлагаю своим ученикам поработать над рефлексом на отпускание переднего тормоза.

Этот навык дает возможность стабилизации мотоцикла. При его отсутствии высока вероятность срыва переднего колеса или отрыва заднего - "незапланированного стоппи".

Лучше попрактиковать это на гравии, потому как срыв будет легким и понятным.

 

Задание 4. Набираем небольшую скорость по прямой 5-7 км/ч, без отклонений мотоцикла в сторону. Выжимаем сцепление, закрываем газ, сдавливаем плавно рычаг переднего тормоза, чтобы передняя подвеска сжалась, коротким движением додавливаем рычаг переднего тормоза до срыва колеса, отпускаем рычаг.

Помните, делаем на гравии, не на асфальте.

Важный момент: пробовать срыв можно только когда ваш мотоцикл находится в движении вертикально. Если вы двигаетесь прямо, соблюдая скоростной режим в 5 - 7 км/ч, то падение мотоцикла маловероятно, на моей практике таких случаев не было.

 

Следующее задание: теперь для шлифовки приобретенного навыка давления на рычаг пробуйте на чуть большей скорости останавливаться уже без срыва колеса, тогда вы сможете максимально оттормаживаться на грани.

 

Теперь торможение на асфальте и комбинации.

На асфальте сделать срыв переднего колеса в разы сложнее, так как все зависит ещё и от покрышки, чем она мягче, тем тяжелее срыв. Для срыва переднего колеса на асфальте хорошо управляйте подвеской и сдавливайте рычаг так же, как на гравии, плавно. Вы увидите, что для срыва переднего колеса нужно потренироваться, так как сделать это будет сложнее, чем вы думаете, и узнаете много нового об использовании переднего тормоза.

Потенциал мотоцикла в торможении намного выше, чем вы могли себе представить и после того, как вы изучили максимально эффективное торможение отдельно заднего и переднего тормоза, поговорим об их комбинировании.

_____________________

Оригинальная редакция:

Для эффективного торможения нужно использовать на отпущенном сцеплении сначала задний тормоз до момента, когда колесо на грани блокировки и находится в проскальзывании. После этого подключаем передний тормоз, оттормаживаясь и рассчитывая тормозной путь уже дотормаживаем передним тормозом.

 

И наоборот, после ускорения сначала передний тормоз, а затем подключаем задний.

 

Предлагаемая редакция:

Если вы двигались на ровной скорости или на закрытом газу, то для эффективного торможения используем сначала на отпущенном сцеплении задний тормоз до момента, когда заднее колесо находится на грани блокировки. После этого подключаем передний тормоз, оттормаживаясь и рассчитывая тормозной путь уже дотормаживаем передним тормозом.

Если до момента начала торможения вы ускорялись, то для эффективного торможения используем сначала передний тормоз (помним, подвеску после ускорения нужно сначала подготовить для торможения, то есть сжать), а затем подключаем задний тормоз.

 

Не бойтесь узнать потенциал мотоцикла и попробовать использовать его на всю. Это сохранит жизнь вам и окружающим.

 

Александр Андреев.