Обучение трюковой езде. Система поэтапных подготовительных упражнений, упор на безопасность. Подготовка к соревнованиям, разработка программы выступления, выработка собственного стиля.
К нам на курсы экстремального вождения приходят мотоциклисты с опытом и зачастую тестирование показывает… отсутствие базы. И сами они, пройдя начальный курс, говорят, что у них не укладывается в голове, как они отъездили несколько сезонов с таким уровнем. На наших дорогах я постоянно вижу мотоциклистов, которые преодолевают пробки, перебирая ногами по асфальту, проходят повороты на выжатом сцеплении, фиксируют взгляд на препятствиях, издеваются над двигателем и коробкой передач, используют неправильный хват руля, и не умеют даже верно поставить ноги на подножки. Эти люди очень сильно рискуют своими жизнями и жизнями окружающих. Не пополняйте их ряды, приходите на наши занятия.Риск по своей сути – это математическая вероятность каких-либо неблагоприятных событий. Если рассматривать человеческую жизнь как непрерывный поток рисков, езда на мотоцикле резко повышает ваши шансы покалечиться или убиться, особенно в первые два сезона. Риски возникают при взаимодействии человека со средой. Причиной риска может стать как среда, так и действия самого человека. Например, в любого из нас может попасть метеорит. Вероятность такого события исчезающе мала, но она не исключена полностью. И этот риск от нас никак не зависит, это среда. А вот если в пьяном виде мы пойдём в зоопарк и залезем в вольер к белому медведю, будем петь песни и приставать с вопросом: «миша, ты мя уважаешь?», риск того, что он нас сожрёт будет целиком на нашей совести. Это риск, который мы вызвали сами. Очень важно понимать, что практически в любой ситуации риски можно свести к нулю своевременными и грамотными действиями. Те риски, на которые повлиять невозможно, как правило, очень низки. Любая авария на мотоцикле крайне опасна. Здесь вы полностью открыты, тонна металла не защищает вас со всех сторон. Невинный поцелуй в бампер машины может привести к травмам. Поэтому ездить на мотоцикле нужно без аварий. Вообще. А для этого необходимо уметь выявлять и по максимуму сводить к нулю дорожные риски. В мототусовке полно поговорок на тему. Вроде: «не падал, значит не ездил», «не ставь пластик, всё равно разобьёшь» и т.д. Не слушайте таких людей, это колхоз. Помните, что на дороге вы подвергаете опасности не только свою жизнь, мотоцикл на скорости 180км/ч имеет кинетическую энергию танкового снаряда. Один из законов теории вероятности гласит: «даже самый мизерный риск, если его повторять бесконечно долго, рано или поздно реализуется. Если, скажем, по дороге на работу у вас имеется слепой (не просматриваемый) поворот, и вы каждый раз влетаете в него на неадекватно высокой скорости, изо дня в день, из месяца в месяц. Рано или поздно в этом повороте вы встретитесь или с дорожно-ремонтной машиной, или с лужей масла, или с перебегающим пешеходом, или… в общем, с чем-нибудь обязательно встретитесь, не сомневайтесь. Мотоцикл не одноразовое мероприятие, вы ездите постоянно. И риски, если их не убирать, не минимизировать тоже повторяются постоянно. Русская рулетка с неограниченным числом попыток беспроигрышна. Причём, относиться к револьверу вы можете как угодно. Можете не осознавать, что это оружие, можете верить в свою счастливую звезду, можете гнать от себя «дурные мысли». Ваше отношение субъективно. В сухом остатке выходит голая математика, с одним патроном в каморе револьвер даст в среднем выстрел на шесть попыток. Плюс смехотворная вероятность отказа. Мотошкола в Москве не редкость. Интернет пестрит объявлениями типа: мотокурсы, права категории А, курсы вождения мотоцикла, вождение мотоцикла в городе и т.п. Однако, как я уже писал в предыдущей статье, школ, в которых управление мотоциклом даётся хотя бы на базовом уровне по Москве штук… восемь. Систематического разбора дорожных рисков, нормального теоретического курса нет вообще ни в одной. Своим ученикам я стараюсь обозначить хотя бы основные направления по рискам, дать в полном объёме их не позволяет формат занятий. Потому я и пишу эту статью.

Правила дорожного движения

Итак, факторы риска на которые необходимо обратить внимание новичку: Уровень вождения На дорогах я вижу других мотоциклистов и могу авторитетно заявить, что 70% наших райдеров не имеют даже базы. Люди ездят без нормального баланса, «на руках», взгляд не поставлен, повороты проходят на выжатом сцеплении и т.д. и т.п., просто мрак. Если вы используете потенциал мотоцикла на 5%, не умеете нормально повернуть или ускорится, на малой скорости спускаете ноги и сучите ими по асфальту – это значительный фактор риска. Без базовой подготовки в городе делать нечего! Почему-то люди у нас считают, что ездить на мотоцикле учиться не нужно. Чего там учится, сел и поехал? Максимум что, удовлетворяются мотошколой уровня «садись, катайся». На деле есть набор базовых навыков и приёмов вождения, которыми необходимо овладеть, если хотите ездить безопасно. Большинство самоучек не имеют базы, даже отъездив 5-6 сезонов. Выбор мотоцикла Учиться на мощном мотоцикле… можно. Важно только осознавать, что это повышает риски. Мощная техника не прощает ошибок. Недаром в Европе новичок ограничен по кубатуре целых четыре года. Хотя прямой зависимости рисков от кубатуры нет. Есть спокойные, дружелюбные к пилоту шестисотки, есть бешенные своенравные стодвадцатипятки. Здесь важна плавная характеристика мотора и мягкие тормоза с прогнозируемой реакцией. Если мотоцикл оснащён ABS – это огромный плюс для новичка. Существует и нижняя граница безопасности по кубатуре. Мощности двигателя должно быть достаточно, чтобы держатся в потоке. Это касается и динамики ускорения, и скорости движения. Постоянно обгоняющие вас машины значительно повышают риски. Присматриваться ко всему, что меньше литра в нашей стране считается зазорным. Говорят: «да ты вырастешь из четырёхсотки за полгода, тебе её станет не хватать». Ну да, люди у нас быстро вырастают из мотоциклов… не освоив их потенциала и на четверть. Я, в общем, никому ничего не навязываю, выбор кубатуры личное дело каждого, но с рисками дела обстоят именно так — чем злее мотик, тем больше опасности.

Полезные адреса и ссылки

Новички находятся в группе риска, пока пропускают через голову действия с органами управления. Органы управления, при этом, отнимают немалую часть внимания, в то время, как необходимо концентрироваться на дорожной обстановке. Добавим сюда мотоцикл, который «ждёт вашей ошибки», который нужно постоянно укрощать. Картина маслом. С накатом мотоциклист всё меньше и меньше думает об управлении, начинает ездить на рефлексах, внимание разгружается, да и чем больше накат, тем быстрее мозг анализирует трафик. Техническое состояние Вроде бы, очевидно, что за мотоциклом нужно следить. Однако на моей памяти достаточно аварий из-за тормозных колодок, вставших колом; вывернувшейся из картера сливной пробки или заклинившей втулки колеса. Хороший мотосервис у нас, к сожалению, большая редкость. Так что, если хотите обезопасить себя с этой стороны, ищите добросовестного мастера, которому – и это без преувеличения – не боитесь доверить жизнь. Изучайте устройство своего мотоцикла, контролируйте все работы лично. Несколько слов о резине. От покрышек в первую очередь зависит ваше сцепление с дорогой. Стёртый протектор – причина быть крайне осторожным в дождь. На каждой мотошине имеется штамп-шильдик с четырьмя цифрами. Первые две – неделя, последние – год выпуска. Так вот, резина старше двух лет начинает терять сцепные свойства. Ну и за тем, чтобы давление в шинах соответствовало паспортным данным тоже нужно следить. Экипировка Экипировка относится к пассивным элементам безопасности. Крайне важен шлем. Столкновение на скорости 30км/ч без шлема с неподвижной преградой не оставляет мотоциклисту шансов на выживание. Падение даже на нулевой скорости без шлема может привести к смертельной травме головы. Мотоцикл, валясь на бок, всем своим весом давит на лодыжку, верхняя часть туловища совершает хлёст. Человек с размаху прикладывается об асфальт самой хрупкой височной долей. Ну и, кроме того, шлем обеспечивает ветрозащиту лица на скорости. Так же, важно его застёгивать, не застёгнутый слетает с головы от первого касания с асфальтом. Что касается защиты тела. Человек, разложившийся на скорости 60км/ч в обычной одежде, получает травмы локтей, коленей, стирает одежду, кожу и подкожный жировой слой. На скорости 100км/ч и больше мышцы истираются до костей, нередко отрываются от сухожилий. Идеальная защита тела – это кожаный мотокомбинезон, перчатки и боты. В таком комплекте можно пахать асфальт на высоких скоростях вообще без последствий. Однако когда на город опускается жара, парням в комбинезонах не позавидуешь. Экипировка превращается в фактор риска: состояние, близкое к тепловому удару не лучшее для езды на мотоцикле. Для жаркой погоды подходит вентилируемый текстиль или защита на сетчатой основе (черепашки). Вариантов экипа множество, главное, должны быть защищены плечи, локти, кисти рук, позвоночник, внешние части бёдер, колени, голеностопы. Помните, что экип спасает от падений и истирания, но не от сильных ударов. Если вы мчитесь в повороте по какой-нибудь набережной, на грани возможностей мотоцикла, нужно понимать, что гравийных ловушек как на треке вам никто не подготовил. И в случае падения ваш позвоночник встретится с бордюром на приличной скорости, это ещё, если удастся избежать колёс встречных авто. FAQ - отвечает наш юрист Новички находятся в группе риска, пока пропускают через голову действия с органами управления. Органы управления, при этом, отнимают немалую часть внимания, в то время, как необходимо концентрироваться на дорожной обстановке. Добавим сюда мотоцикл, который «ждёт вашей ошибки», который нужно постоянно укрощать. Картина маслом. С накатом мотоциклист всё меньше и меньше думает об управлении, начинает ездить на рефлексах, внимание разгружается, да и чем больше накат, тем быстрее мозг анализирует трафик. Техническое состояние Вроде бы, очевидно, что за мотоциклом нужно следить. Однако на моей памяти достаточно аварий из-за тормозных колодок, вставших колом; вывернувшейся из картера сливной пробки или заклинившей втулки колеса. Хороший мотосервис у нас, к сожалению, большая редкость. Так что, если хотите обезопасить себя с этой стороны, ищите добросовестного мастера, которому – и это без преувеличения – не боитесь доверить жизнь. Изучайте устройство своего мотоцикла, контролируйте все работы лично. Несколько слов о резине. От покрышек в первую очередь зависит ваше сцепление с дорогой. Стёртый протектор – причина быть крайне осторожным в дождь. На каждой мотошине имеется штамп-шильдик с четырьмя цифрами. Первые две – неделя, последние – год выпуска. Так вот, резина старше двух лет начинает терять сцепные свойства. Ну и за тем, чтобы давление в шинах соответствовало паспортным данным тоже нужно следить.