Геометрия мотоцикла

Геометрия мотоцикла

Давайте поговорим о том, как геометрические параметры влияют на управление мотоциклом.
База. Это расстояние между точками контакта с дорогой двух колёс. Чем длиннее мотоцикл,
тем он вальяжнее в рулёжке, но и устойчивее на траектории. Всё примерно как с
автомобилями. Но мотоцикл с длинной базой ещё и может интенсивнее разгонятся – он
начнёт задирать переднее колесо позже короткобазного. И в обратную сторону – интенсивнее
тормозить. Таковы все драгстеры.
Рейк или угол наклона рулевой колонки по отношению к раме. Все видели
кастомизированные чоперы с умопомрачительным рейком и спортбайки, у которых вилка
расположена почти вертикально. Так вот, чем меньше рейк, тем острее, но и нестабильнее
рулёжка. Спортбайк может выписывать кренделя в потоке, но порыв ветра на трассе
переставляет его из ряда в ряд. Очевидно, что большой рейк кроме того, что «притупляет»
управляемость ещё и увеличивает базу, потому такие мотоциклы величественно рассекают
по прямой сквозь ураганы и пыльные бури, а в повороты заходят как двухсекционные
«икарусы». Ещё момент: чем больше рейк, тем больше поворот руля наклоняет мотоцикл за
пилота, поэтому байкер на чопере с большим вылетом переднего колеса может вообще не
работать корпусом.
Высота центра массы. Чем выше сосредоточена масса мотоцикла, тем лучше он
приспособлен для быстрых поворотов. Чоперы или максискутеры, у которых центр тяжести
занижен, – как неваляшки. Они комфорты в медленной рулёжке, когда нужно пробираться в
пробке между машин. Но на скорости эта неваляшечность начинает мешать наклону. И
обратно: спортбайк отлично себя чувствует на скорости, но в медленном движении требует
значительно лучшего баланса.
Ход подвесок. То же, что и с автомобилями. Мотарды и эндуро ходят ходуном под пилотом на
разгонах, торможениях и в поворотах, зато легко глотают на скорости лежачих полицейских и
бордюры. У спортбайков филигранная управляемость, но пилот ощущает седлищем все
дефекты дороги. Чем жёстче и короткоходнее подвеска – тем чётче рулевое управление
мотоцикла, но и тем хуже амортизация.
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *