Двигатель

Двигатель

Мотор называют сердцем машины и это довольно метко. Устройство и принцип работы
двигателя мотоцикла во многом определяют его характер. Два основных параметра,
которыми производители характеризуют двигатель, это крутящий момент и мощность. Чем
больше, тем лучше? Э, не так быстро, давайте разберёмся.
Что такое крутящий момент? Тупо: сила (в Ньютонах), помноженная на плечо (в метрах) –
расстояние от края колеса до оси вращения. Чем больше крутящий момент, тем большее
сопротивление может преодолеть вращающееся колесо. Тащим в гору маленький трейлер на
прицепе и двигатель не захлёбывается. Дальше берём этот крутящий момент и умножаем на
обороты двигателя, получившийся результат делим на 9549 – получаем мощность в
киловаттах. Киловатты ещё умножаем 1,36 – получаем лошадиные силы. В физическом плане
мощность – это работа, совершённая в единицу времени. Лошадиная сила – эталонный груз,
поднятый двигателем на определённую высоту за минуту. Что даёт нам высокая мощность на
практике? Возможность быстро ускорится, выпулить, разогнаться в короткий срок. Очевидный
путь для увеличения мощности – повышения оборотов. Так и есть, с лёгкой руки Соичиро
Хонды мир мотоспорта пошли завоёвывать аппараты, двигатель которых раскручивается до
16000об./мин.
Ну, всё правильно, чем больше момент и мощность – тем лучше. Так-то оно так, да только в
ТТХ мотоциклов указывают пиковые (максимальные) значения, справедливые в узком
диапазоне оборотов. Поэтому, чтобы понять характер движка нужно смотреть графики и того
и другого. Для примера приведу диаграммы зависимости мощности от оборотов двигателя
спортбайка и чопера.
Спорт: Как видим, пиковая мощность аж 160 л.с., однако достигается она на 12000 об./минуту.
На 3000 мы имеем «жалких» 30 л.с., на 5000 – 55л.с. А это значит, что опустив обороты
двигателя ниже 6000об./мин мы будем уже не ехать, а насиловать байк. Для реализации его
потенциала нужно «крутить» мотор. Двигаться же постоянно на высоких оборотах нам
позволит только работа сцепления мотоцикла, использование буксующего момента.
Теперь смотрим чопер: Пиковая мощность «каких-то» 90 лошадей, двигатель не крутится
больше 7000 Но зато уже с холостых оборотов он выдаёт 40л.с. И по мере открытия газа
мощность растёт плавно и прогнозируемо. Этот аппарат отлично чувствует себя на низких
оборотах – не нужно всё время щёлкать передачи в пробке. Но умопомрачительные
ускорения – не про него.
Как будет выглядеть заезд этих двух мотоциклов? Со старта чопер уйдёт в отрыв, а
спортивная жужжалка догонит и обгонит его, только раскрутив двигатель, и по мере
нарастания оборотов преимущество спортбайка будет вырисовываться всё ярче и ярче. Да,
но что если наш трек – это городская улица, а этапы – стометровки от светофора до
светофора? Выбирая мотоцикл, нужно учитывать, в каких условиях мы будем ездить большую
часть времени. И ориентироваться не только по пиковым значениям момента и мощности, а
смотреть диаграммы целиком. Есть двигатели с низовым характером, есть
высокооборотистые, а есть такие, у которых эффективный диапазон середина. Работа
двигателя мотоцикла так же зависит от числа цилиндров. Чем их меньше, тем больше
инерция подвижных частей, а значит, тем медленнее он раскручивается. То есть отклик на
открытие газа дольше. Вот почему на высокооборотистых спортбайках четырёхцилиндровый
двигатель – это практически стандарт.