СЦЕПЛЕНИЕ

 

Чтобы правильно пользоваться сцеплением достаточно знать общую информацию о его устройстве и работе.

Рассмотрим схематично устройство сцепления и его работу.

 

Видео :https://www.youtube.com/watch?v=m1UgOQYFdNI

 

Пусть у нас имеются два диска сцепления (конечно, устройство реального сцепления намного сложнее, но сейчас нам важно понять сам принцип работы): 

 

диск #1 крутит двигатель, обороты двигателя увеличивают его скорость. 

диск #2 не подвижен пока сцепление выжато или мотоцикл находится на нейтральной передаче.

Движение мотоцикла начнется после того как диск #1 подцепит и раскрутит диск #2. 

 

Предположим, что внутри двигателя при полностью выжатом рычага сцепления между диском #1 и диском #2 будет некое расстояние. Допустим - 5 см.

Отпуская рычаг сцепления на половину хода, мы сблизим диски друг к другу на 1см, и теперь начинается самое интересное!

При отпускании рычага сцепления от середины хода еще на 1 см, диски начнут трение, то есть пойдет тяга - это называется рабочий ход. А все что было до него - свободный ход, при котором сцепление выключено.

Теперь, после того когда вы убрали свободный ход и перешли к рабочему, необходимо контролировать движение мотоцикла при помощи дальнейшего проскальзывания дисков, но не отпуская рычаг сцепления до конца.

То есть для того, чтобы набрать небольшую скорость вовсе не обязательно отпускать рычаг сцепления полностью, тем более в период обучения.

 

 

Задание 1. Синхронизируйте сцепление так, чтобы при трогание с места вы, отпуская рычаг сцепления, добивались сразу движения мотоцикла без малейших задержек во времени.

Как это сделать?

Отпускайте рычаг сцепления на 2-3 см от рабочего хода до момента начала движения мотоцикла. Затем выжимайте его обратно, чтобы прекратить набор скорости. Делайте это без газа. Мотоцикл не будет глохнуть за счет собственных оборотов двигателя, если вы, конечно, не будете бросать или отпускать рычаг сцепления дальше чем на 2-3 см.

Повторяйте действия пока не добьетесь синхронизации так, чтобы при отпускании рычага сцепления получать сразу небольшое движение мотоцикла, затем выжимайте рычаг сцепления обратно.

 

После того, как вы научились синхронизировать положение рычага сцепления с началом движения мотоцикла (т.е. поняли где рабочий ход, а где свободный ход) приступим к работе совместно с газом.

Возьмите за правило комбинацию - сначала открытые газа и лишь после работа сцепления. Позже я вернусь к этому моменту и поясню разницу между единовременным отпусканием сцепления с газом и наоборот, отпусканием сцепления  после добавления газа. 

 

После того как вы освоили синхронизацию сцепления на месте, перейдем к работе импульсов в движении.

 

Задание 2. Наберите скорость на расстоянии 2-3 метра. Не нужно быстро набирать скорость, сделайте это плавно и не быстро. Затем выжмите сцепление и двигайтесь накатом. Снижайте скорость при помощи заднего тормоза до неполной остановки и в этот момент повторите импульс: откройте газ и отпускайте сцепление, но не сразу и не до конца.

Важно, чтобы вы могли плавно в движении работать сцеплением, совершая, так сказать, импульс на ускорение мотоцикла в 2-3 метра.

 

Это необходимо уметь для движения в городе, в пробке. Мало кто в принципе делает это правильно. Проверить навык элементарно,  попросите показать как человек при около нулевой скорости сделает 3 круга с полным поворотом руля в упоре))). 

Это, конечно, азы.

Для тех, кто уже продвинутый, я расскажу про различные комбинации и их применения, о том как убиваются диски сцепления или не убиваются. В ближайшее время.

 

КОМБИНАЦИИ СЦЕПЛЕНИЯ

 

Открытие газа через сцепление, закрытие газа через сцепление. Что это и для чего?

После набора скорости быстрое закрытие газа приводит к клевку.

Открытие газа после торможения или движения на ровной скорости тоже приводит к клевку. В зависимости от крутящего момента двигателя клевок будет либо сильнее, либо слабее, как при ускорении, так и при торможении. 

Мало кто задумывается над тем, что клевок может мешать.

Если клевок происходит при движении по прямой, то это не особо кого-то напрягает, кроме пассажира, который впервые сел на мотоцикл и думает, что именно сейчас, наконец, узнает о том, как круто кататься на мотоцикле. А при каждом переключении передач,  открытии или закрытии газа будет стукаться своим шлемом о шлем водителя.  

 

Есть в природе комбинация, которая позволит забыть про клевки навсегда. Зачем и почему, а самое главное - как, я с удовольствием поясню. 

 

На мой взгляд, мотоцикл должен управляться пилотом так, чтобы был всегда ровный ход, равномерное, быстрое, но плавное ускорение, переключение и торможение - все это выравнивается сцеплением. 

Отвечаю на вопрос: "Зачем мне убирать клевки?".

Когда вы двигаетесь по прямой, увеличивая или снижая скорость чисто газом,  вы имеете резкую работу газа,  которой в принципе быть не должно. Резкая работа газа влияет на сцепление с дорогой и траекторию. Все это может привести к внезапной пробуксовке или не точному маневру. Добивайтесь точности в маневре и пробуйте эту комбинацию для достижения результата. 

Как приобрести точность? Сначала пробуйте на прямой и естественно на площадке, а не в городе. 

 

Задание 3. Наберите небольшую скорость, выжмите сцепление, закройте газ и по миллиметрам от рабочего хода сцепления отпускайте его плавно до конца.

 

Получается, вы набрали скорость, затем, выжав сцепление и закрыв газ, отсоединили двигатель от коробки и у вас получился некий пробел, когда мотоцикл двигается на выжатом сцеплении накатом. Для города это не приемлемо, потому что мотоцикл должен быть всегда на передаче, т.е. на отпущенном сцеплении.

Но есть одно НО! Если этот момент не долгий и осознанный, то применить этот прием можно. Я сам им пользуюсь и знаю о чем говорю.

 

Ранее вы всегда делали так: набор скорости, сцепление отпущено, дальше просто закрытие газа.

Повторим что получилось теперь: мы набрали скорость, выжали сцепление, закрыли газ, плавно отпуская сцепление добились плавнейшего торможения двигателем.

Выходит так, что выжатое сцепление после закрытия газа снова отпускается и пробел в свободном накате был и должен быть минимален. Отпуская медленно-медленно рычаг сцепления вы будете плавно соединять диски сцепления. Можете поэкспериментировать и получить необходимую точность: отпуская сцепление чуть быстрее, вы будете тормозить двигателем резче. Зафиксируем этот момент в голове и вернемся к нему позднее.

 

Это первая часть комбинации, а всего их две.

 

Задание 4. Теперь вторая часть комбинации: после того как мы набрали скорость, снизили ее через отпущенное сцепление, мы хотим получить ускорение. А это мы делать умеем: снова выжимаем сцепление и затем открываем газ, переходя к набору скорости через отпускание сцепления.

 

Практикуя эту комбинацию вы увидите, что клевки исчезли и ход мотоцикла стал ровнее, точнее и приятнее.

Следующая информация будет о применении данного приема в маневре.